Вторник, 21.05.2024, 13:05
Коммунисты Невского района ЛенинградаГлавная

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Аналитика [3]
Публицистика [7]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Публицистика

Не тот «камень»

Скажут: каждый, в том числе Ерофеев, имеет право любым способом заявить о своём понимании жизни. Но каждый имеет право и реагировать на это понимание, если оно благодаря Интернету стало достоянием широчайшего круга людей, в том числе подрастающего поколения. Моя реакция по прочтении этого опуса такова: нынешняя «демократия», детище разгулявшейся на российских просторах компрадорской буржуазии, провоцирует и поощряет вседозволенность, попрание элементарных нравственных норм, унижение достоинства не только отдельного человека, но и народов России.  В.Ерофеев – порождение и апология этой «демократии».

 

В книге Ерофеева отразилось самое отвратительное, что есть в нынешней жизни; неприкрытый цинизм, жестокость, бездуховность, эгоизм, разврат, преступность… Писатель смакует самые низменные стороны жизни, с наслаждением описывая изощренные пытки, насилие, убийства, не будучи, впрочем, оригинальным, – нечто подобное имело место в кощунственном сочинении французского писателя 19 в. Лотреамона (И. Дюкаса) «Песни Мальдорора», а болезненное любопытство к низменным сторонам человеческой жизни характерно для некоторых философов-постмодернистов.

 

 Но, думаю, ни один человек в мире, будучи даже самым ярым ненавистником России и русского народа, не вылил  столько сконцентрированной и одновременно размазанной грязи на нашу страну в ее прошлом и настоящем и на наш народ. Неприятно и вряд ли необходимо цитировать все эти пакости (собственно, из таких цитат состоит вся книга), но, чтобы не быть голословной, приведу лишь некоторые из черт, которые приписывает сочинитель русскому, а по существу, российским народам:  глубокая безнравственность, лень, зависть, лживость, способность делать гадости, радость чужому горю, бестолковость, попрошайничество, взяточничество, никчемность, неспособность к труду, азиатчина, опустошенность, апатия… «русская культура - пятизвездочный морг», «русские – позорная нация», «тетрадка стереотипов»[1]. Русский народ – это «жалкая масса», которая «тащит Россию на дно», «низы безответственны, противны»...

 

 Эта гипертрофированная русофобия, вероятно, обусловлена не только страстным стремлением автора проявить себя в качестве непревзойденного первопроходца, но и его поверхностностью, незнанием литературы по теме. Вряд ли осмелился бы Ерофеев так «молотить» русских, если бы предварительно прочитал, например, работу русского религиозного философа Н.О.Лосского «Характер русского народа» (1957; переиздана Политиздатом в 1991 г.), с которым можно соглашаться или не соглашаться, но никак нельзя упрекнуть в неуважении к собственному народу. Основные свойства русского народа, по Лосскому, - религиозность, способность к высшим формам опыта, свободолюбие, народолюбие (народничество), доброта, даровитость; не закрывает глаза философ и на  нигилизм, хулиганство. Но даже в нигилизме Лосский усматривает «оборотную сторону добрых качеств русского народа» - «стремление искоренять зло в общественной жизни». Вероятно, прочитай Ерофеев эту «энциклопедию русской души», устыдился бы и своего столь разухабистого, бесстыдного стиля изложения. Впрочем, это, кажется, невозможно.

 

Ныне власть решила бороться с фальсификациями в области истории, поставив во главе кампании по борьбе Н.Сванидзе. Однако, сомнительно, чтобы г-н Сванидзе и его подчиненные обратили внимание на подлейшую фальсификацию, совершенную Ерофеевым. Тем более, если это относится, в частности, и  к В.И.Ленину. А между тем, и здесь Ерофеев лжёт: «Ильич знал, что делать. Необходим заговор против населения. В России всё надо переделывать конспиративно. Только насилие способно привести страну в чувство. С населением не считаться. Если убить половину (не жалко – народа много), вторая будет сговорчивее. Потому что население не сознательное». Лжёт и потому, что работ Ленина не читал, но нахватался измышлений  недобросовестных «перестроечных» журналистов. Между тем, Ленин, будучи интернационалистом, глубоко уважал трудящихся любой нации - основу основ народа. Он ценил творческий потенциал, мужество, стойкость, трудолюбие, самостоятельность трудящихся. Ленин считал их способными сплотиться для того, чтобы восстать против угнетателей. В этом смысле он гордился и русским народом.

 

 В статье «О национальной гордости великороссов» (1914) Ленин писал: «Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет. Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы её трудящиеся массы (т.е., 9/10 её населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов. Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты. Мы гордимся тем, что эти насилия вызывали отпор из нашей среды, из среды великорусов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, начал свергать попа и помещика. …Мы полны чувства национальной гордости, ибо великорусская нация тоже создала революционный класс, тоже  доказала, что она способна дать человечеству великие образцы борьбы за свободу и социализм…»[2]. Этой пространной цитаты достаточно для того, чтобы уразуметь всю разницу между коммунистом Лениным и либералом Ерофеевым.

 

В сочинении Ерофеева нет ни одного персонажа, который бы опроверг или хотя бы подверг сомнению омерзительное его содержание, нет и осуждающего слова автора, — выходит, что в книге выражены взгляды на Россию и русских самого «специалиста» по «русской душе»[3]. Правда, в самом конце книги Ерофеев пытается намекнуть нам, что не всё еще кончено, что Россию еще можно спасти благодаря главным героям – автору и его спутнику Серому, олицетворяющему описанную Ерофеевым «душу» всех русских. Эти герои на смену уходящим религиям создадут новую религию; символом ее станет установленный ими на Воробьевых горах «первый камень неведомому Богу». «Новая метафизическая активность России вошла в нас, взбурлила и обогнала другие народы. Россия снова взяла планетарное место первенца».  Увы, с народом, изображенным в сочинении, автор не построит новую Россию. И «Христос» религии «неведомого Бога» не скажет ему, как некогда в Новом Завете Иисус Христос апостолу Петру: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф.,16:18), хотя автору явно хотелось, чтобы читатель уловил аналогию. Но – не тот «камень».

 

   Могу ли я сказать, что сочинение Ерофеева оскорбляет мое человеческое достоинство? Нет, я этого не ощущаю. Слишком низок в душевном и нравственном планах сочинитель, слишком убого его густо приправленное банальным матом произведение. Но с горечью осознаю, что экстравагантность «энциклопедии», ее вызывающе агрессивный характер может подействовать на неокрепшую душу подростков, оказать на них тлетворное влияние, а тем самым способствовать духовному ослаблению нашего народа. Более того. Полагаю, что Ерофеев преподнес весьма лакомый кусок западным ненавистникам нашей страны: ведь сочинение, оплёвывающее Россию её же обитателем, «изнутри», придаст особую  убедительность клеветническим измышлениям в наш адрес. Не исключено, что опус Ерофеева с восторгом воспринят силами, мечтающими об исчезновении России с лица Земли, а, возможно, уже спешно переводится на другие языки[4].

 

Оказалось, что сочинение В.Ерофеева издано уже давно, лет десять назад. Почему же никто из интеллигенции, окружающей Ерофеева хотя бы на заседаниях «Апокрифа», не подсказал писателю, что его позиция, последовательно проводимая в книге, безнравственна? Не читали сочинение? Не хотели ссориться с автором? Разделяют его взгляды? К сожалению, педагогам – не специалистам в области литературоведения – трудно уследить за литературными новинками, тем более, за книгами третьестепенных, хотя и обласканных телевидением писателей. Поэтому надо быть признательным профессорам, преподавателям и выпускникам МГУ им. М.В.Ломоносова, обратившим, пусть поздно, внимание на сочинение Ерофеева и на недопустимость распространения подобных вещей.


З. А. Тажуризина,

профессор МГУ им. М. В. Ломоносова,

д-р философских наук                                  


[1] К сожалению, не могу указать страниц, поскольку пользовалась электронным вариантом книги В.Ерофеева.

[2] В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т.28, стр. 107-108.

[3] Кстати, термины «русские» и «Россия» используются сочинителем как взаимозаменяемые. Иными словами, то, что Ерофеев говорит о русских, он относит ко всем народам, населяющим Россию.

[4] «Энциклопедия русской души» Ерофеева перереведена на польский, а в 2009 г. на финский язык (прим. ред.).

Категория: Публицистика | Добавил: КПРФ (23.09.2009)
Просмотров: 804 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Коммунистическая партия Российской Федерации. Главный сайт
  • Ленинградское городское отделение КПРФ
  • Компартия "Вконтакте"
  • Радиогазета "Слово"
  • Copyright MyCorp © 2024