Скажут: каждый, в том числе Ерофеев,
имеет право любым способом заявить о своём понимании жизни. Но каждый имеет
право и реагировать на это понимание, если оно благодаря Интернету стало
достоянием широчайшего круга людей, в том числе подрастающего поколения. Моя
реакция по прочтении этого опуса такова: нынешняя «демократия», детище
разгулявшейся на российских просторах компрадорской буржуазии, провоцирует и
поощряет вседозволенность, попрание элементарных нравственных норм, унижение достоинства
не только отдельного человека, но и народов России.В.Ерофеев – порождение и апология этой
«демократии».
В
книге Ерофеева отразилось самое отвратительное, что есть в нынешней жизни;
неприкрытый цинизм, жестокость, бездуховность, эгоизм, разврат, преступность…
Писатель смакует самые низменные стороны жизни, с наслаждением описывая
изощренные пытки, насилие, убийства,
не будучи, впрочем, оригинальным, – нечто подобное имело место в кощунственном сочинении
французского писателя 19 в. Лотреамона (И. Дюкаса) «Песни Мальдорора», а болезненное
любопытство к низменным сторонам человеческой жизни характерно для некоторых философов-постмодернистов.
Но, думаю, ни один человек в мире, будучи даже самым ярым ненавистником России и
русского народа, не вылилстолько
сконцентрированной и одновременно размазанной грязи на нашу страну в ее прошлом
и настоящем и на наш народ. Неприятно и вряд ли необходимо цитировать все
эти пакости (собственно, из таких цитат состоит вся книга), но, чтобы не быть
голословной, приведу лишь некоторые из черт, которые приписывает сочинитель русскому,
а по существу, российским народам: глубокая
безнравственность, лень, зависть, лживость, способность делать гадости, радость
чужому горю, бестолковость, попрошайничество, взяточничество, никчемность,
неспособность к труду, азиатчина, опустошенность, апатия… «русская культура -
пятизвездочный морг», «русские – позорная нация», «тетрадка стереотипов»[1].
Русский народ – это «жалкая масса», которая «тащит Россию на дно», «низы
безответственны, противны»...
Эта гипертрофированная русофобия, вероятно,
обусловлена не только страстным стремлением автора проявить себя в качестве
непревзойденного первопроходца, но и его поверхностностью, незнанием литературы
по теме. Вряд ли осмелился бы Ерофеев так «молотить» русских, если бы
предварительно прочитал, например, работу русского религиозного философа Н.О.Лосского
«Характер русского народа» (1957; переиздана Политиздатом в 1991 г.), с которым можно соглашаться или не
соглашаться, но никак нельзя упрекнуть в неуважении к собственному народу. Основные
свойства русского народа, по Лосскому, - религиозность, способность к высшим
формам опыта, свободолюбие, народолюбие (народничество), доброта, даровитость;
не закрывает глаза философ и на нигилизм,
хулиганство. Но даже в нигилизме Лосский усматривает «оборотную сторону добрых
качеств русского народа» - «стремление искоренять зло в общественной жизни». Вероятно,
прочитай Ерофеев эту «энциклопедию
русской души», устыдился бы и своего столь разухабистого, бесстыдного стиля
изложения. Впрочем, это, кажется, невозможно.
Ныне власть решила бороться с
фальсификациями в области истории, поставив во главе кампании по борьбе
Н.Сванидзе. Однако, сомнительно, чтобы г-н Сванидзе и его подчиненные обратили
внимание на подлейшую фальсификацию,
совершенную Ерофеевым. Тем более, если это относится, в частности, и к В.И.Ленину. А между тем, и здесь Ерофеев
лжёт: «Ильич знал, что делать. Необходим заговор против населения. В России всё
надо переделывать конспиративно. Только насилие способно привести страну в
чувство. С населением не считаться. Если убить половину (не жалко – народа
много), вторая будет сговорчивее. Потому что население не сознательное». Лжёт и
потому, что работ Ленина не читал, но нахватался измышлений недобросовестных «перестроечных» журналистов.
Между тем, Ленин, будучи интернационалистом, глубоко уважал трудящихся любой
нации - основу основ народа. Он ценил творческий потенциал, мужество,
стойкость, трудолюбие, самостоятельность трудящихся. Ленин считал их способными
сплотиться для того, чтобы восстать против угнетателей. В этом смысле он
гордился и русским народом.
В
статье «О национальной гордости великороссов» (1914) Ленин писал: «Чуждо ли
нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно,
нет. Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы её трудящиеся массы (т.е., 9/10 её населения) поднять до сознательной
жизни демократов и социалистов. Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким
насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские
палачи, дворяне и капиталисты. Мы гордимся тем, что эти насилия вызывали отпор
из нашей среды, из среды великорусов, что эта
среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов,
что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию
масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, начал
свергать попа и помещика. …Мы полны чувства национальной гордости, ибо великорусская
нация тоже создала революционный класс,
тоже доказала, что она способна дать человечеству
великие образцы борьбы за свободу и социализм…»[2].
Этой пространной цитаты достаточно для того, чтобы уразуметь всю разницу между
коммунистом Лениным и либералом Ерофеевым.
В
сочинении Ерофеева нет ни одного персонажа, который бы опроверг или хотя бы
подверг сомнению омерзительное его содержание, нет и осуждающего слова автора,
— выходит, что в книге выражены взгляды на Россию и русских самого «специалиста»
по «русской душе»[3]. Правда, в самом конце книги Ерофеев пытается
намекнуть нам, что не всё еще кончено, что Россию еще можно спасти благодаря
главным героям – автору и его спутнику Серому, олицетворяющему описанную Ерофеевым
«душу» всех русских. Эти герои на смену уходящим религиям создадут новую религию;
символом ее станет установленный ими на Воробьевых горах «первый камень неведомому
Богу». «Новая метафизическая активность России вошла в нас, взбурлила и
обогнала другие народы. Россия снова взяла планетарное место первенца».Увы, с народом, изображенным в сочинении,
автор не построит новую Россию. И «Христос» религии «неведомого Бога» не скажет
ему, как некогда в Новом Завете Иисус Христос апостолу Петру: «Ты – Петр, и на
сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф.,16:18), хотя автору явно хотелось, чтобы читатель
уловил аналогию. Но – не тот «камень».
Могу ли я сказать, что сочинение Ерофеева оскорбляет
мое человеческое достоинство? Нет, я этого не ощущаю. Слишком низок в душевном
и нравственном планах сочинитель, слишком убого его густо приправленное банальным
матом произведение. Но с горечью осознаю, что экстравагантность «энциклопедии»,
ее вызывающе агрессивный характер может подействовать на неокрепшую душу
подростков, оказать на них тлетворное влияние, а тем самым способствовать
духовному ослаблению нашего народа. Более того. Полагаю, что Ерофеев преподнес
весьма лакомый кусок западным ненавистникам нашей страны: ведь сочинение,
оплёвывающее Россию её же обитателем, «изнутри», придаст особуюубедительность клеветническим измышлениям в
наш адрес. Не исключено, что опус Ерофеева с восторгом воспринят силами,
мечтающими об исчезновении России с лица Земли, а, возможно, уже спешно
переводится на другие языки[4].
Оказалось, что сочинение В.Ерофеева
издано уже давно, лет десять назад. Почему же никто из интеллигенции, окружающей
Ерофеева хотя бы на заседаниях «Апокрифа», не подсказал писателю, что его
позиция, последовательно проводимая в книге, безнравственна? Не читали
сочинение? Не хотели ссориться с автором? Разделяют его взгляды? К сожалению,
педагогам – не специалистам в области литературоведения – трудно уследить за
литературными новинками, тем более, за книгами третьестепенных, хотя и
обласканных телевидением писателей. Поэтому надо быть признательным профессорам,
преподавателям и выпускникам МГУ им. М.В.Ломоносова, обратившим, пусть поздно, внимание
на сочинение Ерофеева и на недопустимость распространения подобных вещей.
З. А. Тажуризина,
профессор МГУ им. М. В. Ломоносова,
д-р философских наук
[1]К сожалению, не могу указать страниц,
поскольку пользовалась электронным вариантом книги В.Ерофеева.
[3] Кстати, термины «русские» и «Россия»
используются сочинителем как взаимозаменяемые. Иными словами, то, что Ерофеев
говорит о русских, он относит ко всем народам, населяющим Россию.
[4]«Энциклопедия русской души» Ерофеева
перереведена на польский, а в 2009 г. на финский язык (прим. ред.).