Сложно искать
чёрную кошку в тёмной комнате, особенно если её там нет, как гласит
приписываемая Конфуцию поговорка. И тем не менее, сразу несколько
авторов левой направленности усмотрели марксистский подтекст в обычной
приключенческой ленте. Есть ли он там? Попробуем разобраться.
Скажем сразу,
анализировать фильм, не имеющий «второго дна» - социально-исторического, философского
или хотя бы политического подтекста, - с марксистской точки зрения невозможно.
Вернее возможно, но совсем не так, как это сделали некоторые анализаторы.
Немного о
фильме. Парализованный десантник заменяет погибшего брата в проекте «аватар».
Искусственные копии аборигенов планеты, в тело которых помещается разум
человека, призваны установить контакт с местными и выяснить, чего же туземцам
надо для того, чтобы убраться с насиженного места и не мешать людям. Дело в
том, что на планете добывается уникальный минерал, который на земле стоит
больших денег. Естественно, десантник влюбляется в местную Покахонтас, и, когда
люди переходят к военной операции, помогает аборигенам победить обнаглевших
землян.
Сюжет, как
видим, проще пареной репы. Собственно – и не сюжет, а тысячное повторение
старого лекала под новым соусом. Один стандартнейший сюжетный ход в фильме сменяет
другой: чем проще – тем лучше. Отрицательные персонажи уродливы даже внешне.
Местное население имеет детские черты лица – большие глазки и маленький ротик, что инстинктивно делает их симпатичными для
любой взрослой особи вида homosapiens.
Цвет кожи у них голубой, чёрными или красными делать – неполиткорректно, зелёными
– технически сложно на «зелёном экране», другие цвета – слишком ярко.
Кончается фильм
«хеппи-эндом». Причём любой человек, если он хоть чуть-чуть пораскинет мозгами,
поймёт, что взамен разгромленного воинства землянами ничего не стоит прислать
вместо «одного парашютно-десантного полка» ещё парочку – и сопротивление будет
сломлено. Но умница-Кэмерон, всегда так тщательно прорабатывающий сюжеты, на
сей раз лепит явную халтуру, и в ус не дует.
Нелепость того,
что в XXII веке по-прежнему
существует в том или ином виде Венесуэла, где воевали негодяи-командос, а
корпорация (ЗАО, кстати говоря) продаёт добытый минерал за доллары – просто за
гранью понимания. Добавим к этому многочисленные ляпы – стрелы пробивают
бронестекло, ножом разрезается хитиновый панцирь животного, который не
пробивает автоматная пуля (что тоже само по себе идиотизм) и т.д. Подобные ляпы
и нестыковки крайне не характерны для Джеймса Кэмерона, режиссёра Терминатора –
самого «умного» боевика, умного настолько, насколько вообще может быть интеллектуальным
этот жанр (а в умелых руках очень даже может). А здесь – комикс вместо ожидаемого
приключенческого романа с сильной смысловой нагрузкой.
Вот тут-то и
есть поле для пусть небольшого, но анализа фильма-комикса. Да, настоящий прорыв
в области компьютерной графики. Да, 3dочки. Небывалая реклама «фильма,
который не посмотреть не в кино». Побит очередной рекорд сборов. Снят самый
дорогой в истории человечества фильм… Не фильм, – а настоящий пир для чувств и
эмоций. Для чувств, но не для мысли. Схематичность, шаблонность, примитивность.
«Пипл», привыкший есть в Макдоналдсе, читать глянцевые комиксы и смотреть
реалити-шоу на ТВ потребляет так, что за уши не оттянуть. Фильм – доказательство
ненужности духовного в современном вырождающемся обществе. И очень характерно,
что снял его именно думающий и чуткий Кэмерон.
Снял после сверхдолгого молчания. «Тусклые тени, вечером сдался и
я. И перестал» - пел в своё время Егор Летов.
Само название «Аватар»
уже говорит о многом. Аватар (в русском языке термин женского рода, аватара) –
воплощение индуистского божества. В современном компьютерном мире слово означает
также фотографию «воплощающую» на форуме или сайте своего владельца. Как видим,
даже название фильма уже говорит о том, что современного человека не волнует
реальность, его волнует её отражение. Термин «Аватар» употреблён отнюдь не в
первоначальном религиозном смысле. Это важно. Ведь и голубокожие «индейцы»
похожи не на настоящих индейцев, а на придуманных, «киношных». Злодеи – на киношных
злодеев, учёные – на киношных учёных, монстры – и они тоже самые что ни на есть
стандартные,
даже набившие оскомину инопланетные монстры – таких «носорогов» с «птеродактилями» пруд
пруди в любой книге или мультике.
Вот эта вот законченность,
исчерпанность образов, гибель кино как искусства и превращение его в «продукт»,
чему ярчайшим свидетельством является Аватар, – и могла бы стать темой для
анализа с марксистской точки зрения. А вовсе не способ производства у племени
Нави или империалистические поползновения земных корпораций.
В заключение в
качестве курьёза приведём точку зрения некоторых «истинных марксистов» как
любят они сами себя именовать. Она заключается в том, что цивилизация Пандоры находится
на родоплеменной стадии развития, не имеет материально-технической базы, живёт
охотой и собирательством, а потому обладает соответствующими дикими пещерными
верованиями и обычаями, которые ничего кроме смеха не вызывают. А потому значительно
более развитое в социальном и техническом плане человечество, находящиеся в
фильме на стадии империализма, безусловно несёт прогрессивную функцию.
Что можно на
это сказать? Применим ли марксизм к обществу, в котором переселение душ – самая
что ни на есть реальность, разумные существа телепатически контактируют с
животными-симбионтами, а деревья в лесу связаны чем-то вроде синапсов в единую
живую сеть, к которой местные гуманоиды могут подключаться? Конечно, марксистские
законы к такому обществу применимы едва ли больше чем к обществу разумных пчёл,
муравьёв или к разумному студню. Разумный студень, если он и существует
где-нибудь в бесконечной вселенной, очень далёк от прибавочной стоимости и
эксплуатации человека человеком. Так же далёк, как далеки от них гуманоиды с
Пандоры. Вообще на эту тему существует целый пласт великолепной литературы,
один только Станислав Лем чего стоит. Однако, классиков социально-философской
фантастики такие вот «истинные марксисты» не читают. А если читают, то им и там
мерещится марксизм. Например «Обитаемый остров» Стругацких могут на полном
серьёзе назвать «насквозь марксистской книгой».
В общем, вульгарный,
скверно понятый марксизм, помноженный на неспособность пользоваться
диалектической логикой и низкий уровень знаний и общей культуры даёт
трудноизлечимое заболевание под названием марксизм головного мозга. Не пытайтесь
применять марксистскую методу к палке колбасы, перегону между остановками,
математической формуле или балету Прокофьева – будьте марксистами!
Т.
Краснов
P.S. Между прочим, цели своей хитрецы-продюсеры
добились. Даже иные члены коммунистической партии, запасшись 3dочками,
двинулись смотреть очередной «фильм века», дабы не отстать от «мейнстрима» и «быть
в курсе». Некоторые выходят довольные. Делайте выводы.